Этот гайд поможет вам провести форсайт-сессию, чтобы спланировать развитие вашего сообщества с учётом современных трендов, возможностей и рисков. Вы получите конкретные решения и начнёте действовать уже на следующий день.
Что такое форсайт-сессия? Форсайт-сессия — это метод планирования будущего, который помогает выявить тренды, оценить их влияние и создать конкретный план действий. Она структурирована в виде тактов — этапов, на которых обсуждаются разные аспекты будущего.
Цель форсайт-сессии Сформировать общее видение развития школьного сообщества и определить шаги для внедрения инноваций.
Участники сессии: Команды, сформированные по ролям сообщества: команда родителей, команда педагогов, команда администрации учреждения, команда учеников (если речь идет о школьниках и студентах ССУЗ), команда выпускников и партнеров.
Подготовка
1
Определите цель сессии
Например: «Создать план событий для вовлечения выпускников в жизнь школы, чтобы укрепить связь поколений и укрепить школьное сообщество»
2
Состав участников
Пригласите 15–30 человек разных ролей: учителей, администрацию, родителей, учеников, выпускников, партнеров.
Разделите их на группы по 5–7 человек. ГРУППЫ СОСТОЯТ ИЗ УЧАСТНИКОВ ОДНОЙ РОЛИ, Каждая группа выберет фасилитатора и секретаря для записи результатов.
3
Материалы и инструменты
Онлайн-доски (Holst, VK Доска и др.) или бумажные листы (ватман, листы для флипчарта), меловая доска - всё это нужно для изображения карты. Каждая роль заполняет свою карту.
Шаблоны для записи идей (само изображение карты, стикеры, маркеры).
Таймер для контроля времени.
4
Локация
Подготовить место для групповой работы, предварительно расставив столы на нужное количество групп.
Протестировать онлайн-платформу, возможность разделения на группы, если сессия пройдет онлайн.
Вы можете регулировать продолжительность сессии самостоятельно. Это зависит от количества участников и от общей цели. В данном гайде мы опираемся на общее время: 2 часа.
Такты
Форсайт-сессия проводится тактами. В гайде рассмотрим 6 основных, по вашему желанию, можете дополнить. Каждый такт завершается краткой фиксацией результатов, которые вносятся в Карту.
Результат
В конце сессии группы представляют кратко результаты и получают обратную связь от остальных участников.
Ход сессии
Итак, участники в сборе, поделены на группы и готовы к обсуждению. *формулировка про выпускников - это только пример
Вступление
Время: 5 минут Цель: Объяснить участникам цель и формат сессии, задать фокус. Действия:
Приветствие участников.
Краткое объяснение, что такое форсайт-сессия.
Озвучивание цели сессии, например: «Разработать план для вовлечения выпускников в жизнь школы».
Описание горизонтов планирования (ближайший, средний, дальний).
Результат: Участники понимают цель сессии и порядок работы.
РЕЗУЛЬТАТЫ КАЖДОГО ТАКТА РАЗМЕЩАЮТСЯ НА КАРТЕ В СООТВЕТСТВИИ В ВРЕМЕННЫМ ПЕРИОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ.
1
Такт 1. Определение трендов
Время: 15 минут Цель: Выявить ключевые тренды, которые влияют на вовлечение выпускников (как пример). Действия:
Каждая группа обсуждает:
Какие тренды уже видны в школьной жизни?Пример: выпускники теряют связь со школой после окончания.
Какие тренды могут усилиться в будущем?Пример: использование социальных сетей для общения с выпускниками.
Каждая группа записывает тренды на стикеры или сразу на карту и размещает в левой части.
Результат: Список трендов с их влиянием на школьное сообщество.
2
Такт 2. Анализ событий
Время: 15 минут Цель: Определить ключевые события, которые влияют или могут повлиять на взаимодействие с выпускниками. Действия:
Группы обсуждают:
- Какие события уже влияют на школу и выпускников? Пример: юбилеи школы, праздники, встречи выпускников. - Какие новые события могут стать значимыми? Пример: создание клуба выпускников.
Заполните временную шкалу событий по горизонтам планирования.
Результат: Хронология событий, которые формируют отношения школы с выпускниками.
3
Такт 3. Угрозы
Время: 15 минут Цель: Определить риски и препятствия, которые мешают достижению цели. Действия:
Группы обсуждают:
Какие риски уже проявляются? (Пример: потеря контактов с выпускниками._ Какие новые угрозы могут возникнуть? (Пример: недостаток ресурсов для проведения мероприятий.)
Фиксируйте угрозы в карте с комментариями по их влиянию.
Результат: Список угроз и идей по их минимизации.
4
Такт 4. Возможности
Время: 15 минут Цель: Найти и сформулировать новые возможности, которые помогут школе укрепить связь с выпускниками и создать активное школьное сообщество. Что обсуждать:
Какие ресурсы и инициативы можно использовать для работы с выпускниками?(Пример: гранты, платформы для онлайн-встреч, поддержка от местного бизнеса.)
Какие новые инициативы могут вовлечь выпускников? (Пример: создание менторских программ, запуск школьного подкаста с участием выпускников.)
Как выпускники могут поддерживать школу?(Пример: участие в профориентации для старшеклассников, донаты на школьные проекты, проведение мастер-классов.)
Действия:
Генерация идей: группы проводят мозговой штурм, записывая все идеи на стикерах или сразу на карте.
Оценка возможностей: каждая группа выбирает 2-3 наиболее ценные идеи и добавляет к ним краткое описание:
Как реализовать?
Какие ресурсы нужны?
Кто может быть ответственным?
Результат: Список конкретных возможностей, которые школа может реализовать с участием выпускников, с краткими описаниями и предложениями по реализации.
5
Такт 5. Документы и ресурсы
Время: 15 минут Цель: Определить, какие нормативные акты, документы и ресурсы необходимы для реализации предложенных форматов и инициатив. Что обсуждать: Нормативные документы:
Какие текущие документы уже регулируют взаимодействие с выпускниками?
Какие новые документы нужно разработать?
Ресурсы:
Какие ресурсы уже есть?
Какие ресурсы нужно дополнительно привлечь?
-Ответственность и поддержка:
Кто будет ответственным за создание документов и управление ресурсами?
Какие внешние организации или лица могут быть вовлечены?
Действия: Анализ текущей ситуации:
Группы оценивают существующие документы и ресурсы, выделяя пробелы.
Генерация предложений:
Каждая группа предлагает, какие новые документы нужны, а также указывает, какие ресурсы необходимо привлечь.
Формат предложений:
Название документа или ресурса.
Его роль в реализации инициативы.
Кто отвечает за создание/привлечение.
Фиксация идей:
Группы записывают свои предложения на стикерах или в общей карте.
Результат:
Список необходимых документов с указанием их функций (например, положения, регламенты, инструкции).
Перечень ресурсов, которые можно использовать или привлечь для реализации инициатив.
Чёткие рекомендации по тому, кто будет ответственным за каждый пункт.
6
Подведение итогов
Время: 15 минут Цель: Обобщить результаты работы и подчеркнуть основные выводы. Действия: Презентация карты будущего:
Объедините все результаты тактов в Карту будущего. Это может быть:
Онлайн-доска (например, Miro, Mural).
Физическая карта (ватман с приклеенными стикерами).
Обобщение итогов:
Модератор кратко резюмирует:
Выявленные тренды, события, угрозы и возможности.
Рекомендованные форматы и документы.
Основные ресурсы, которые можно использовать.
Результат: Визуализированная Карта будущего, где отражены ключевые выводы по каждому такту.
7
Создание плана действий
Время: 15 минут Цель: Сформировать чёткие шаги, которые школа начнёт реализовывать уже на следующий день. Действия: Обсуждение следующего шага:
Задайте участникам вопрос: "Что мы сделаем завтра, чтобы начать?"
Распределение задач: Определите:
Конкретные действия (например, создать базу данных выпускников, разработать регламент мероприятий).
Сроки выполнения (например, до конца месяца).
Ответственных лиц (например, классных руководителей, администрацию).
Фиксация плана:
Запишите все шаги в общий документ и отправьте участникам после сессии.
Результат: Конкретный план действий с указанием задач, сроков и ответственных.
8
Обратная связь
Время: 10 минут Цель: Собрать впечатления участников и идеи для улучшения. Действия: Задайте участникам 2–3 вопроса:
Что вам понравилось в сессии?
Какие моменты можно улучшить?
Есть ли у вас дополнительные идеи?
Организуйте сбор обратной связи:
Устно (в формате короткого обсуждения).
Через онлайн-форму (например, Google Forms).
Результат: Список отзывов и предложений, которые можно учесть при планировании следующих мероприятий.
9
Верю в вашу команду, пусть всё получится!
Хочешь дополнить гайд, оставить отзыв, пиши свой комментарий ниже.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.