Этот гайд поможет вам провести форсайт-сессию, чтобы спланировать развитие вашего сообщества с учётом современных трендов, возможностей и рисков. Вы получите конкретные решения и начнёте действовать уже на следующий день.
Что такое форсайт-сессия? Форсайт-сессия — это метод планирования будущего, который помогает выявить тренды, оценить их влияние и создать конкретный план действий. Она структурирована в виде тактов — этапов, на которых обсуждаются разные аспекты будущего.
Цель форсайт-сессии Сформировать общее видение развития школьного сообщества и определить шаги для внедрения инноваций.
Участники сессии: Команды, сформированные по ролям сообщества: команда родителей, команда педагогов, команда администрации учреждения, команда учеников (если речь идет о школьниках и студентах ССУЗ), команда выпускников и партнеров.
Подготовка
Определите цель сессии
Например: «Создать план событий для вовлечения выпускников в жизнь школы, чтобы укрепить связь поколений и укрепить школьное сообщество»
Состав участников
Пригласите 15–30 человек разных ролей: учителей, администрацию, родителей, учеников, выпускников, партнеров.
Разделите их на группы по 5–7 человек. ГРУППЫ СОСТОЯТ ИЗ УЧАСТНИКОВ ОДНОЙ РОЛИ, Каждая группа выберет фасилитатора и секретаря для записи результатов.
Материалы и инструменты
Онлайн-доски (Holst, VK Доска и др.) или бумажные листы (ватман, листы для флипчарта), меловая доска - всё это нужно для изображения карты. Каждая роль заполняет свою карту.
Шаблоны для записи идей (само изображение карты, стикеры, маркеры).
Таймер для контроля времени.
Локация
Подготовить место для групповой работы, предварительно расставив столы на нужное количество групп.
Протестировать онлайн-платформу, возможность разделения на группы, если сессия пройдет онлайн.
Вы можете регулировать продолжительность сессии самостоятельно. Это зависит от количества участников и от общей цели. В данном гайде мы опираемся на общее время: 2 часа.
Такты
Форсайт-сессия проводится тактами. В гайде рассмотрим 6 основных, по вашему желанию, можете дополнить. Каждый такт завершается краткой фиксацией результатов, которые вносятся в Карту.
Результат
В конце сессии группы представляют кратко результаты и получают обратную связь от остальных участников.
Ход сессии
Напомним, что тема задания “Школа настоящего”/“Детский сад настоящего”.
Итак, участники в сборе, поделены на группы и готовы к обсуждению. *формулировка про выпускников - это только пример
Вступление
Время: 5 минут Цель: Объяснить участникам цель и формат сессии, задать фокус. Действия:
Приветствие участников.
Краткое объяснение, что такое форсайт-сессия.
Озвучивание цели сессии, например: «Разработать план для вовлечения выпускников в жизнь школы».
Описание горизонтов планирования (ближайший, средний, дальний).
Результат: Участники понимают цель сессии и порядок работы.
РЕЗУЛЬТАТЫ КАЖДОГО ТАКТА РАЗМЕЩАЮТСЯ НА КАРТЕ В СООТВЕТСТВИИ В ВРЕМЕННЫМ ПЕРИОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ.
1
Такт 1. Определение трендов
Время: 15 минут Цель: Выявить ключевые тренды (тенденции), которые влияют на вовлечение выпускников (как пример). Каждая команда выявит свои тренды. Родители видят с одной стороны, педагоги - с другой. И это замечательно. Действия:
Каждая группа обсуждает:
Какие тренды (тенденции) уже видны в школьной жизни? Пример: выпускники теряют связь со школой после окончания; тренд на онлайн коммуникацию.
Какие тренды могут усилиться в будущем?Пример: использование социальных сетей для общения с выпускниками.
Каждая группа записывает тренды на стикеры или сразу на карту и размещает в левой части.
Результат: Список трендов с их влиянием на школьное сообщество (левая колонка на карте)
2
Такт 2. Анализ событий
Время: 15 минут Цель: Определить ключевые события, которые влияют или могут повлиять на взаимодействие с выпускниками. Действия:
Группы обсуждают:
- Какие события уже влияют на школу и выпускников? Пример: юбилеи школы, праздники, встречи выпускников. - Какие новые события могут стать значимыми? Пример: создание клуба выпускников.
Заполните временную шкалу событий по горизонтам планирования.
Результат: Хронология событий, которые формируют отношения школы с выпускниками.
3
Такт 3. Угрозы
Время: 15 минут Цель: Определить риски и препятствия, которые мешают достижению цели. Действия:
Группы обсуждают:
Какие риски уже проявляются? (Пример: потеря контактов с выпускниками._ Какие новые угрозы могут возникнуть? (Пример: недостаток ресурсов для проведения мероприятий.)
Фиксируйте угрозы в карте с комментариями по их влиянию.
Результат: Список угроз и идей по их минимизации.
4
Такт 4. Возможности
Время: 15 минут Цель: Найти и сформулировать новые возможности, которые помогут школе укрепить связь с выпускниками и создать активное школьное сообщество. Что обсуждать:
Какие ресурсы и инициативы можно использовать для работы с выпускниками?(Пример: гранты, платформы для онлайн-встреч, поддержка от местного бизнеса.)
Какие новые инициативы могут вовлечь выпускников? (Пример: создание менторских программ, запуск школьного подкаста с участием выпускников.)
Как выпускники могут поддерживать школу?(Пример: участие в профориентации для старшеклассников, донаты на школьные проекты, проведение мастер-классов.)
Действия:
Генерация идей: группы проводят мозговой штурм, записывая все идеи на стикерах или сразу на карте.
Оценка возможностей: каждая группа выбирает 2-3 наиболее ценные идеи и добавляет к ним краткое описание:
Как реализовать?
Какие ресурсы нужны?
Кто может быть ответственным?
Результат: Список конкретных возможностей, которые школа может реализовать с участием выпускников, с краткими описаниями и предложениями по реализации.
5
Такт 5. Документы и ресурсы
Время: 15 минут Цель: Определить, какие нормативные акты, документы и ресурсы необходимы для реализации предложенных форматов и инициатив. Что обсуждать: Нормативные документы:
Какие текущие документы уже регулируют взаимодействие с выпускниками?
Какие новые документы нужно разработать?
Ресурсы:
Какие ресурсы уже есть?
Какие ресурсы нужно дополнительно привлечь?
-Ответственность и поддержка:
Кто будет ответственным за создание документов и управление ресурсами?
Какие внешние организации или лица могут быть вовлечены?
Действия: Анализ текущей ситуации:
Группы оценивают существующие документы и ресурсы, выделяя пробелы.
Генерация предложений:
Каждая группа предлагает, какие новые документы нужны, а также указывает, какие ресурсы необходимо привлечь.
Формат предложений:
Название документа или ресурса.
Его роль в реализации инициативы.
Кто отвечает за создание/привлечение.
Фиксация идей:
Группы записывают свои предложения на стикерах или в общей карте.
Результат:
Список необходимых документов с указанием их функций (например, положения, регламенты, инструкции).
Перечень ресурсов, которые можно использовать или привлечь для реализации инициатив.
Чёткие рекомендации по тому, кто будет ответственным за каждый пункт.
6
Подведение итогов
Время: 15 минут Цель: Обобщить результаты работы и подчеркнуть основные выводы. Действия: Презентация карты будущего:
Объедините все результаты тактов в Карту будущего. Это может быть:
Онлайн-доска (например, Miro, Mural).
Физическая карта (ватман с приклеенными стикерами).
Обобщение итогов:
Модератор кратко резюмирует:
Выявленные тренды, события, угрозы и возможности.
Рекомендованные форматы и документы.
Основные ресурсы, которые можно использовать.
Результат: Визуализированная Карта будущего, где отражены ключевые выводы по каждому такту.
7
Создание плана действий
Время: 15 минут Цель: Сформировать чёткие шаги, которые школа начнёт реализовывать уже на следующий день. Действия: Обсуждение следующего шага:
Задайте участникам вопрос: "Что мы сделаем завтра, чтобы начать?"
Распределение задач: Определите:
Конкретные действия (например, создать базу данных выпускников, разработать регламент мероприятий).
Сроки выполнения (например, до конца месяца).
Ответственных лиц (например, классных руководителей, администрацию).
Фиксация плана:
Запишите все шаги в общий документ и отправьте участникам после сессии.
Результат: Конкретный план действий с указанием задач, сроков и ответственных.
8
Обратная связь
Время: 10 минут Цель: Собрать впечатления участников и идеи для улучшения. Действия: Задайте участникам 2–3 вопроса:
Что вам понравилось в сессии?
Какие моменты можно улучшить?
Есть ли у вас дополнительные идеи?
Организуйте сбор обратной связи:
Устно (в формате короткого обсуждения).
Через онлайн-форму (например, Google Forms).
Результат: Список отзывов и предложений, которые можно учесть при планировании следующих мероприятий.
9
Верю в вашу команду, пусть всё получится!
Хочешь дополнить гайд, оставить отзыв, пиши свой комментарий ниже.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.