ПЕРЕЗАГРУЗКА
Истории педагогов детских садов о том, как изменилась их профессиональная жизнь после изучения инструментов оценки качества дошкольного образования в проекте «Детский сад — для детей» Фонда «Университет детства»
Развивающая оценка качества дошкольного образования
Развивающая оценка качества дошкольного образования
Развивающая оценка качества дошкольного образования
Развивающая оценка качества дошкольного образования
Развивающая оценка качества дошкольного образования
Развивающая оценка качества дошкольного образования
Развивающая оценка качества дошкольного образования
Инструменты ELEAS (НОК ДО) и ECERS-3 для создания лучших условий работы и роста в карьере педагога-дошкольника
ПЕРЕЗАГРУЗКА
Истории педагогов детских садов о том, как изменилась их профессиональная жизнь после изучения инструментов оценки качества дошкольного образования в проекте «Детский сад — для детей» Фонда «Университет детства»
Развивающая оценка качества дошкольного образования
Развивающая оценка качества дошкольного образования
Развивающая оценка качества дошкольного образования
Развивающая оценка качества дошкольного образования
Развивающая оценка качества дошкольного образования
Развивающая оценка качества дошкольного образования
Развивающая оценка качества дошкольного образования
Инструменты ELEAS (НОК ДО) и ECERS-3 для создания лучших условий работы и роста в карьере педагога-дошкольника
Алла Арутюнян
воспитатель 1 квалификационной категории, сертифицированный эксперт ELEAS (НОК ДО),
Воронежская область, с. Новая Усмань
Почему я выбрала изучение инструмента ELEAS (НОК ДО)
Работаю в детском саду со дня открытия с детьми раннего возраста. Уже через год ощутила, что в моей работе чего–то не хватает. Как будто – в супе не хватает соли.
Как будто работаю в пустоте и в темноте.

Подала заявку на изучение ELEAS (НОК ДО). Уже во время обучения видела свои минусы, что надо добавлять, а что вообще не стоит применять в своей работе.
Почему воспитатели чаще всего любят
и применяют в своей работе авторитарные методы?

Почему дети должны всегда только подчиняться взрослому? Почему мы не должны дать возможность ребенку проявить свои чувства, протестовать, выражать своё мнение, не соглашаться с воспитателем? Поиск ответов на эти вопросы привел меня
к изучению инструмента.
Что я изменила в своей работе после обучения?
Я дала свободу детям. Свободу выбора. Я разрешаю детям выплакаться, протестовать, не соглашаться с воспитателем. Выбрать ту деятельность, который сами хотят, но всегда стою рядом, и дети уже знают, что воспитатель с ними за одно! Но это абсолютно не значит «вседозволенность». У нас всё решается мирным путём.

Если не согласны, то почему, если не хотите,
то по какой причине? Мои малыши не скованны,
не замкнуты. Мы, несмотря на возраст, умеем работать с ножницами. Это очень удивило родителей.
«Я дала свободу детям»
Поделюсь с вами минусами моей работы до изучения инструмента.
Очень четко помню, как мы готовились
ко дню «Защитника Отечества». Решила вместе с детьми поздравить пап с праздником.

Все поздравительные открытки были как «рыбки из-под консервы» - абсолютно одинаковые. Такая же история получилось
с открытками на 8 марта. Скажу вам честно: когда посмотрела на открытки, мне стало стыдно. Стыдно потому, что нет индивидуальности, нет детского следа, детской руки. Они все были одинаковые.

Я задумалась над вопросом: «А что я скажу детям? А родителям? Угадайте, где ваша работа и работа ваших детей?»
Как я изменила свою среду в детском саду?
Перестала болезненно приводить в порядок группу. Это значит, что после игры дети должны были всегда игрушки и постройки убирать по местам.
Как, уже? А почему нет? Разве для этого нужны особые навыки? Или определённый возраст?

Если дети понимают, что ножницами мы не играем, а режем бумагу, то нечего волноваться. Тут главное следить
за процессом и безопасностью.

Благодаря оценке ELEAS (НОК) ДО от Университета Детства, я смогла помочь в первую очередь себя, а потом своим коллегам. Смогла организовать среду так, чтобы детям было интересно. Среда стала насыщенной, трансформируемой и, главное, – для детей.
После обучения организовала уголок уединения с семейными фото и любимыми подушками и сенсорно – математический уголок, который мы вместе с детьми оснащали своими руками. Придумали и раскрасили собственные правила.

Среда стала трансформируемой. Мои дети хотя и маленькие, но я им разрешаю передвигать столы для организации своих игр.

В группе виден детский след: появились наши с детьми творческие работы, которые отличаются друг от друга своей индивидуальностью, есть много игрушек сделанных вместе с детьми.
В нашей группе слышен детский голос: я записываю интересные мысли детей, есть портфолио, где я фиксирую достижения моих деток (кто начал разговаривать, у кого получилось держать карандаш, кто начал кушать, перестал плакать и т.д.).

После изучения ELEAS (НОК ДО) открылась моя душа, открылись мои глаза. Этот курс перевернул моё мировоззрение в области дошкольного образования. Я очень рада, что являюсь частью большой семьи Университета Детства.
Вероника Васильева
воспитатель высшей категории,
Республика Башкортостан, МДОАУ детский сад с. Загородный
Волшебный чемоданчик, который делает среду доступнее
Для оценки качества образовательного процесса в детском саду мы приняли участие в проекте «Детский сад-для детей», выбрав инструмент оценки ECERS-3. Мы изучали индикаторы, критерии оценки качества, тонкости использования этой шкалы.

Когда проходили самоанализ, то обнаружились проблемы. Оказалось, что часть материалов была недоступна для свободной игры детям, их было мало и в целом, времени, отведенного на свободную игру, также не хватало.

Вместе с коллегами мы анализировали имеющиеся условия и думали, как изменить ситуацию. Было сложно решить, на что направить усилия - на оснащение среды, либо на роль педагога в уже имеющейся среде(повышение профессиональной компетенции).
В итоге мы увеличили время для свободной игры, ориентируясь на интерес и вовлеченность.
До этого дети играли только между занятиями, мы стали продумывать, как увеличить время для игры, и стали использовать их во время занятий.
В чем суть волшебных чемоданчиков?
Чемоданчик - это интересная система хранения игр, он прозрачный, и потому у него каждый раз вид разный, привлекает внимание и удобен в организации игр.

Это уже полноценное организованное место игры, и его легко переносить, его можно дополнять или дополнять новым содержимым, работать как в парах так и в подгруппах.
«Мы придумали, как увеличить детям время для игры»
Как пришли к решению?
Мы решили дополнить уже имеющуюся среду.

Придумали оснастить центр по мелкой моторике «волшебными» чемоданчиками, что позволило более рационально использовать разные уголки, объединять игры, чтобы дети могли в любое время взять чемоданчик и играть в любом месте групповой комнаты, как индивидуально, так и в подгруппах.

Наш выбор был направлен на прищепки и шнурочки.

Игры со шнуровкой были разнообразны с функциями для плетения, вдевания, нанизывания.

Многое было сделано своими руками: заламинированные планшеты из цветного картона, разнообразные виды прищепок для игр на классификацию и театр прищепок.
Раньше детям приходилось убирать игру не закончив ее, а чемоданчик дает возможность ребенку оставить игру и продолжать в течении дня, так дети стали придумывать новые модификации игр, объединять содержимое нескольких чемоданчиков, придумывать и предлагать варианты и правила игры, усложнять их, устраивать соревнования.

А поскольку для работы мы выбрали показатель «Мелкая моторика»,
то также дополнили картотеку игр по мелкой моторике.
Какие планы впереди?
Теперь у нас основной фокус направлен на взаимодействие педагога с ребенком, поскольку повышение качества образования состоит в сотрудничестве педагога и детей.

Наш «Волшебный чемоданчик» наполнен не только играми для детей, но и новыми знаниями для педагогов, и мы
не останавливаемся на достигнутом, а продолжаем его пополнять, ведь путешествие с ним предстоит длинное.
Игры были сделаны руками педагогов. Игры детям «упаковали» в «Волшебные чемоданчики». У нас появились игры с прищепками, резинками, шнурочками, резиночками, вспомнили забытую игру pop-it.
Детям не нужно было объяснять его содержание
и наполнение, если были затруднения дети могли сами обмениваться и устранять ошибки, педагог только направлял.

Кстати, тематику планшетов для игр дети предлагали позже.
Поэтому идеи рождались во время совместных обсуждений, несколько планшетов оставили пустыми без тем, для творчества, для будущих идей.
Публикация содержит авторские фотографии.
Мария Благушко
старший воспитатель высшей квалификационной категории, сертифицированный эксперт ELEAS (НОК ДО),
МБДОУ №6 Светлячок, Мурманская область, г. Гаджиево
Какие же изменения произошли в нашей развивающей среде благодаря оценке качества?
Видимые результаты оценки среды – это «точки роста». У каждого педагога, в каждой группе они свои.

И здесь мы ориентировались на готовность менять все и сразу или постепенно, присматриваясь и привыкая.
Отмечена точка роста по индикатору – использование для развития детей всех доступных детям помещений, включая коридоры и лестницы.

А учитывая то, что здание нашего корпуса – это перепланированный жилой дом
с невысокими потолками и маленькими групповыми помещениями, то мы решили вынести центры физической активности
за пределы групповых помещений,
в коридоры.
«Мы видим, что изменения среды способствуют проявлению индивидуальности»

Инструмент ELEAS (НОК ДО) направлен не на контроль, не на внешний результат, а на оценку реальности для того, чтобы улучшать качество. Я вижу в такой работе большой потенциал и для личностного роста каждого педагога.
Выявили точки роста в изменении среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей, что привело
к использованию невысоких сквозных стеллажей, модулей на колесиках, столов-трансформеров. Появились центры активности, в которых дети могут объединяться малыми подгруппами, парами, по интересам и желанию.
С целью обеспечения условий для эмоционального благополучия и личностного развития детей точкой роста создали в групповых и за их пределами уютные зоны отдыха и уголки уединения.

Так как места в группе немного, то это может быть место между двумя стеллажами с маленьким диванчиком или подушками на полу, или переносной вигвам, или даже место под столом, с закрывающееся шторкой на липучке.
Появились отдельные места для детских работ в самих группах. На стеллажах и шкафчиках дети, начиная с младшей группы, могут сами размещать с помощью прищепок, магнитов или клеящих подушечек свои рисунки и прочее.

Контейнеры и полки для хранения материалов старшие дошкольники могут подписывать сами – так легче найти нужное. Во всех центрах активности есть материалы, с которыми дети могут работать без помощи воспитателя, это являются стимулом для развития их самостоятельности.
Инструмент ELEAS – это возможность заглянуть в глубину процессов. Увидеть большее. Почувствовать интерес и желание что-то менять. Решиться на изменения не всегда легко и просто. Но когда это желание возникает изнутри, все возможно!

Мои коллеги не просто провели оценку развивающей среды своей группы, но и побывали в группах друг у друга, предлагая свои идеи по изменению группового пространства.
Показатель
«Соответствие возрасту детей»
Анализ показателей трансформируемости
и полифункциональности
Групповое пространство
Разделено на центры активности
с помощью стеллажей, ковровых покрытий, столов, ширм и т.п.

Это позволяет небольшим группам детей взаимодействовать друг с другом.

Оказалось, что перегородки не мешают перемещениям детей по группе,
а воспитателю — возможности наблюдать за детьми!
В привычной среде, где все расположено по периметру, педагогам проще и понятнее организовать фронтальную работу с детьми. Многим педагогам важно держать все под контролем, а дать детям возможность решать самим, проявлять инициативу рассматривается как дезорганизация, хаос, травматизм и т.п.

Здесь было основное непонимание и сопротивление – как быть, когда все идут в своем темпе, как быть, если один хочет делать, а второму это неинтересно, как быть, если дети предлагают другую тему, а ты не готов, в твоем плане – другое!
На все эти вопросы дает подсказки сама среда!
Когда она насыщена, когда ее можно менять, когда педагог не боится
в том числе и сказать: ты знаешь, я не могу сейчас ответить, мне нужно подумать!
Или: я не могу ответить, как думаешь, кто бы мог еще тебе помочь?

Изменения в среде делаются не только ради изменений среды.
Это инструмент, который ведёт к личностному росту педагогов.

Но не через указание сверху что и как нужно поменять. А через внутреннее понимание, зачем нужно менять? Неудовлетворенность должна возникнуть внутри.
Мы видим, что изменения среды ведут за собой и положительные изменения в характере коммуникаций, взаимодействия педагогов с детьми, педагогов с родителями, детьми друг с другом, способствуют проявлению индивидуальности, инициативы и самостоятельности, формируют умение работать в команде.
Про среду
Про педагогов
Публикация содержит авторские фотографии.
Лидия Колобова
воспитатель,
Республика Хакасия, г. Черногорск
«Работать по-старому уже не хочется, а как работать
по-новому – непонятно»
, - именно эта мысль волновала меня, когда я познакомилась со шкалами для комплексной оценки качества образования в детском саду.

Применение Шкал позволило нам создать площадку для вдумчивого обсуждения и оптимальной расстановки приоритетов, с целью формирования среды.

Мы хотели создать именно ту среду, которая наилучшим образом будет обеспечивать успехи каждого ребенка.

Сначала очень сложно было перейти от стандартного, годами накопленного опыта взаимодействия с детьми, родителями.
Мы поняли, как увлекательно работать с детьми, исходя из их интересов. Общаясь с детьми, стали получать от них намного больше информации, у детей повысилась речевая активность.
Что стало следующим шагом на пути к изменениям?
Конечно развивающая среда. Педагоги научились осознанно наблюдать за деятельностью детей: какие центры активности пользуются спросом, а какие не вызывают у детей интерес или попросту недоступны им.

Центры активности, которые не выполняли своей функции, были нами переделаны, а некоторые были полностью трансформированы.

Сделали среду доступной для детей.
И задействовали не только групповые помещения, но коридоры учреждения, территорию детского сада
с элементами развивающего оборудования (напольные маркеры, бизиборды, ростовой конструктор и много еще чего).
«Наш детский сад находится
в процессе изменения и преобразования. Мы ищем, пробуем, экспериментируем»
ECERS-3 - это инструмент развития педагога и команды детского сада
в целом.

С помощью шкал, педагогам нашего сада удалось оценить,
в какой степени среда дошкольной организации отвечает потребностям развития детей.

Инструмент дает возможность сфокусировать взгляд на том, что сегодня мы должны учить детей гибкости, мышлению, развивать у них умение справляться с любыми вызовами в будущем.

Педагогам пришлось приложить усилия для того чтобы взглянуть
на свою работу через призму Шкал. Начали изучать новые подходы
к воспитанию и обучению детей, новые технологии взаимодействия
с детским коллективом, родителями.
Благодаря работе с инструментом оценки качества образования ECERS-3 у педагогов изменился взгляд на организацию совместной деятельности.
Итогом стало принятие новой концепции воспитания детей. Более осмысленно подошли к написанию ООП ДОУ, рабочей программы педагога.
Изменился подход к визуальному оформлению пространства. Стали задействовать пол, потолок.
В группах появились фотографии детей, детские художественные работы стали частью оформления. Появились схемы и алгоритмы, которые помогают детям самостоятельно выполнять различные действия, не прибегая к помощи взрослого.
Появились ширмы и перегородки, которые позволяют детям трансформировать пространство под свои интересы. Центры активности стали наполнятся полифункциональным материалом.
Нет готовых решений и шаблонов, подходящих абсолютно всем. Наш детский сад находится в процессе изменения и преобразования. Мы ищем, пробуем, экспериментируем.
Теперь мы точно знаем, как быть не должно.
Постепенно создавали условия для самостоятельной познавательной деятельности детей и поддержки их инициативы. Стали вовлекать детей в планирование образовательной деятельности. Дети научились сами планировать свой день.

Педагоги стали бережнее относиться ко времени, отведенному в распорядке дня для самостоятельной игры детей. Прием пищи теперь сопровождают дружеские беседы об интересных событиях или волнующих детей вопросах.
Проведение самооценки с применением Шкал позволяет педагогу сфокусировать взгляд на конкретных вещах, что дает возможность выявить дефициты и увидеть точки роста. И как следствие - оптимизировать работу в группе для повышения качества образования.
Публикация содержит авторские фотографии.
Татьяна Шемякина
заведующая детским садом №99,
Ярославская область, г. Рыбинск
В каждом детском саду должен быть человек, который инициирует движение вперед, ищет перспективу и пути движения к цели. Что для этого необходимо? Наверное, однозначного ответа на этот вопрос вы точно не найдете. Но главное - захотеть и сделать первый шаг.

Я была точно уверена: чтобы начать перезагрузку своего детского сада надо найти проблемное поле, провести внутреннюю оценку качества образования. Но я не знала, как это сделать грамотно и эффективно. И в этом мне помог проект "Детский сад - для детей" и инструмент ECERS-3

Благодаря обучению появляется интерес и желание что-то менять.
И это помогает решиться на изменения. После тренинга с экспертом я провела цикл семинаров с рабочей группой специалистов нашего детского сада и перезагрузка началась.
Мои коллеги не просто проводили оценку в развивающей среде, а были настоящими агентами изменений и предлагали свои идеи по изменению групповых пространств.

Мы можем с уверенностью говорить о видимых результатах в развивающей среде. У каждого педагога и в каждой группе они свои. Мы ориентировались на готовность кого-то менять все и сразу, а кого-то постепенно - присматриваясь, привыкая и по чуть-чуть отвыкая от стереотипов
«Мои коллеги не просто проводили оценку в развивающей среде, а были настоящими агентами изменений»
Вначале возникает чувство неуверенности в себе, но благодаря профессионализму тренера и принятия любой точки зрения возникает желание пробовать и высказывать свое мнение. И если в начале обучения в нашей группе оценки по кейсам могли быть диаметрально противоположными, то в концу обучения наши мнения с коллегами были в одной плоскости и ситуации по кейсам из детских садов мы оценивали одинаково.

Обучение рассматривает анализ качества образования как способ реализации ФГОС дошкольного образования. Приятный бонус - возможность провести самоанализ онлайн и возвращаться к этому модулю на платформе в любой момент.
Во всех центрах активности дети могут работать самостоятельно, без помощи воспитателя. Это и есть стимул для развития их самостоятельности.
Видимые изменения по шкале ECERS-3 Предметно-пространственная среда, подшкала Визуальное оформление пространства для детей:
На стенах нашего сада появились детские рисунки и фотографии, они стали элементами оформления пространства.

Организованы отдельные места для выставки детских работ в самих группах. На стеллажах и шкафчиках дети размещают с помощью прищепок и магнитов свои работы.
Изменения по подшкале Места для уединения:
Педагоги значительно расширили места для уединения детей, а некоторые и полностью трансформировали свои пространства.
В каждой группе теперь есть места для уединения, а в некоторых даже два.
Для повышения качества по шкале Виды активности мы начинаем реализацию проекта Игромикс, который поможет задействовать не только игровые помещения, но и коридоры, территорию учреждения, а также свободные пространства - комнату конструирования, STEM-стену, напольные маркеры, магнитную доску и много всего интересного ждет детей к концу этого учебного года.
Еще одно преимущество обучения: подходы к оцениваю индикаторов очень универсальны и легко трансформируются на другие инструменты оценки. Выбранный инструмент и пройденное обучение позволили нам грамотно выстроить внутреннюю оценку качества дошкольного образования в федеральном мониторинге качества МКДО и показать хороший и отличный уровень качества по линиям Деятельность и Предметно-пространственная среда.
В раздевальной комнате каждый шкафчик стал индивидуальным. Здесь можно увидеть портреты детей, гербы их семьи и группы или изготовленные своими руками индикаторы эмоционального состояния ребенка.
Шаг за шагом мы создаем условия познавательной деятельности детей. Вводятся традиции, планируется организация детского радио.

Желаю вам начать перезагрузку своей деятельности и вашего детского сада уже сегодня. Ведь истинное счастье в жизни - это постоянное движение вперед.
Публикация содержит авторские фотографии.
Утренний круг, клубный час, технология эффективной социализации Натальи Петровны Гришаевой помогают нам достичь хорошего качества образования.
Жанна Дубанова
воспитатель
Игры с елочными бусами как одно из средств развития мелкой моторики
Мы приняли участие в проекте «Детский сад – для детей», выбрав для оценки качества образовательного процесса инструмент оценки ECERS-3.

Изучив индикаторы, критерии оценки качества и использования шкалы для оценки качества образовательного процесса, проведя самоанализ, мы обратили внимание, что в центре мелкой моторики не достаточно разнообразного материала и дети мало уделяют внимание играм на развитие мелкой моторики.

Представляем опыт практической работы с детьми на развитие мелкой моторики.
Что дальше?
Чтобы не угас интерес детей к волшебной шляпе, мы придумали дидактическое пособие «Чудесные бусы». Целью данного пособия было развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, логического мышления.

Пособие состоит из карточек с заданиями, на нахождение предмета (бус из шляпы) по трем признакам. Используя схемы, дети находят на ощупь нужные бусы, заданной формы и размера, затем вынимая из шляпы, определяют нужного ли цвета достали бусы.

Затем дети из бус выкладывают предмет или фигуру по заданной схеме в карточке. В дальнейшем дети, проявляя свою инициативу, сами составляли схемы построенными ими сюжетам.
Мы увидели, что дети заинтересовались елочными бусами, поэтому решили оставить волшебную шляпу в группе, на столе, в центре интересов.

Так ребята начали выкладывать с помощью бус различные узоры, а затем предметы: дом, цветочек, бабочку, различных животных и т. д. Затем ребята стали выкладывать, работая в паре, небольшие сюжетные картинки.

Видя это, мы предложили детям попробовать выложить из бус сюжет сказки по предложенным схемам.
«Для развития мелкой моторики у детей мы создали шляпу с ёлочными бусами»
В начале работы в проекте наш центр мелкой моторики был недостаточно оснащён. Работая в проекте, мы придумали пополнить его шляпой с ёлочными бусами.

Как это было?
В преддверии новогоднего праздника в группе появилась волшебная шляпа с елочными бусами.

Дети удивились новой находке, с интересом рассматривали бусы, манипулировали ими: раскладывали их на столе, паласе, полу, растягивали в стороны, крутили от себя, потом к себе, сравнивали их по длине, строя дорожки.

Затем стали задавать вопросы:
- Что это?
- Зачем нужны бусы?
- Что с ними можно делать?
Центр мелкой моторики мы дополнили также природным материалом (лесными орешками, шишками, гибкой проволокой, пуговками, бусинками, камушками, ракушками).

Весь материал, включая ёлочные игрушки, природный материал мы разложили в прозрачные баночки, на которых наклеили вместо обозначений маленькие рисунки детей.
И баночки расставили в доступном для детей месте. Так дети, выкладывая сюжетные картинки, опираются на свои рисунки.

Мы заметили, что дети больше стали уделять внимание играм на развитие мелкой моторики, используя шляпу с ёлочными бусами, дополняя игровой сюжет различными наполнителями. Так шляпа стала для детей интересной и полезной.
Мы рассказали детям, что это елочные бусы, что с помощью них можно выложить различные узоры и предметы, какие они захотят.
Ребята с удовольствием выложили сюжетные картинки к русским народным сказкам. Дети рассказывали, как соединяли елочные бусы, обсуждали полученную картину.

Объединяясь небольшими группами, ребята в дальнейшем выкладывали сюжет сказки сами, без помощи схем, развертывая и обыгрывая его.

Мы фиксировали все работы детей, распечатывали фотографии, на которых писали высказывания ребят по построенным сюжетам, задавали вопросы, и принимали участие в обыгрывание сказки.
Публикация содержит авторские фотографии.
Лариса Свольская
Нина Жигалова
педагог-психолог
воспитатель
МАДОУ "Детский сад №2", Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
«Дети проявили свою инициативу, "оживили" и пополнили центр художественной литературы»
Изучив шкалы ECERS-3, мы проделали самоанализ по предметно – развивающей среде. Пришли к выводу, что наш центр художественной литературы малоинтересный для детей. Пересмотрели всё по шкалам оценки качества и поняли, что нужно поменять позицию взрослого, т.е. нас, воспитателей.
После прочтения мы просили детей изобразить каждого героя, его настроение, играли в «Живые эмоции». Дети слушали внимательно и затем изображали, как бы вживаясь в роли героев. Мы все вместе комментировали (а героями могли быть не только люди, но и животные).
Затем просили каждого нарисовать того героя, которого он изобразил. Так после очередного прочтения и показа Марсель зарисовал место действия сказки, нарисовал и вырезал героев. В помощь он позвал своих друзей Алмаза и Степана.
Чтобы «оживить» наш центр, мы начали с создания условий: вносили каждый день новую книгу со сказками, рассказами….
Остальным детям очень понравилась идея с «Портфелем сказок», каждый захотел сделать свой портфель, ведь в него можно будет класть не только нарисованные самими детьми героев, но и игрушки, вырезанные иллюстрации, картинки, фотографии из знакомых сказок, рассказов, для дальнейшего рассказывания своим друзьям.
Дома дети просили своих родителей почитать любое детского произведение, а потом вместе создавали «Портфель сказок для детей». И в дальнейшем пополняли его содержимое. И теперь каждое утро у нас начинается с показа «Портфеля сказок» и рассказа о прочитанном произведении, при этом дети стараются эмоционально передать настроение героев.
Так наш центр художественной литературы не только стал популярным, но и постоянно пополняется: книжками-малышками, сделанными руками самих детей, сказками – сочинялками, брошюрками с загадками, пословицами, поговорками и, конечно же, «Портфелями сказок для детей».
Для вовлечения детей в роли сказочников нашему вниманию был представлен «Портфель сказок для детей». Собрав всех вокруг себя дети с удовольствием, дружно стали пересказывать по ролям недавно прочитанную сказку, продемонстрировав сказочных героев в виде нарисованных иллюстраций.
Жанна Дубанова
воспитатель
Мы привыкли общаться при помощи слов. А можно понять друг друга, если ничего не говорить?
И в этом нам помогут рисунки!

Детям было предложено «весёлое рисование»; представить себя художниками. Так появилась творческая мастерская «Живые картинки». При помощи рисунков детьми были предложены следующие «Ситуации»: я рад тебя видеть, мой друг заболел и не пришёл в детский сад, сегодня я хочу дежурить и другие.

Также у нас сформировалась коробочка «Мы дежурим», где можно увидеть портреты детей вместо привычных цифр или картинок, на детских шкафчиках в раздевалке развешены весёлые картинки, и если ребёнок уходит домой, на прогулку, то он переворачивает картинку и все дети понимают, что сейчас этого ребёнка нет в группе.

Таким образом мы создаем условия для социализации, для получения коммуникативного опыта, объединения детей. Дети стали более открыты в высказываниях о своих эмоциях, о желаниях. Говоря об успехах детей, родители тоже заметили насколько важно внутреннее состояние ребёнка, когда обогащается коммуникативный опыт.
На окнах в новогодний праздник появились рисунки детей, которые стали элементами оформления пространства. Дети рисовали, раскрашивали, вырезали и без помощи взрослых развешивали на окнах группы свои творения. А затем придумывали зимние сказки и рассказывали своим друзьям.

Так, создавая условия для свободного визуального оформления пространства, мы приобщили детей к творчеству, речевой деятельности, совместной деятельности друг с другом и взрослыми.
Новогодний праздник — бесконечный источник вдохновения
Творческая мастерская «Живые картинки»
Это привело нас ещё раз к пониманию соотнесения своей практики с индикаторами шкал качественного взаимодействия условий и процессов, происходящих в группе. Мы работаем по принципу - «Группа, как семья».
Новогодний праздник - бесконечный источник вдохновения. Для эффективных результатов в речевом развитии детей логопедической группы, мы используем в своей работе все пространства.
Публикация содержит авторские фотографии.
Лариса Свольская
Нина Жигалова
педагог-психолог
воспитатель
МАДОУ "Детский сад №2", Республика Башкортостан, г. Стерлитамак