Игры с елочными бусами как одно из средств развития мелкой моторики
Мы приняли участие в проекте «Детский сад – для детей», выбрав для оценки качества образовательного процесса инструмент оценки ECERS-3.
Изучив индикаторы, критерии оценки качества и использования шкалы для оценки качества образовательного процесса, проведя самоанализ, мы обратили внимание, что в центре мелкой моторики не достаточно разнообразного материала и дети мало уделяют внимание играм на развитие мелкой моторики.
Представляем опыт практической работы с детьми на развитие мелкой моторики.
Что дальше?
Чтобы не угас интерес детей к волшебной шляпе, мы придумали дидактическое пособие «Чудесные бусы». Целью данного пособия было развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, логического мышления.
Пособие состоит из карточек с заданиями, на нахождение предмета (бус из шляпы) по трем признакам. Используя схемы, дети находят на ощупь нужные бусы, заданной формы и размера, затем вынимая из шляпы, определяют нужного ли цвета достали бусы.
Затем дети из бус выкладывают предмет или фигуру по заданной схеме в карточке. В дальнейшем дети, проявляя свою инициативу, сами составляли схемы построенными ими сюжетам.
Мы увидели, что дети заинтересовались елочными бусами, поэтому решили оставить волшебную шляпу в группе, на столе, в центре интересов.
Так ребята начали выкладывать с помощью бус различные узоры, а затем предметы: дом, цветочек, бабочку, различных животных и т. д. Затем ребята стали выкладывать, работая в паре, небольшие сюжетные картинки.
Видя это, мы предложили детям попробовать выложить из бус сюжет сказки по предложенным схемам.
«Для развития мелкой моторики у детей мы создали шляпу с ёлочными бусами»
В начале работы в проекте наш центр мелкой моторики был недостаточно оснащён. Работая в проекте, мы придумали пополнить его шляпой с ёлочными бусами.
Как это было?
В преддверии новогоднего праздника в группе появилась волшебная шляпа с елочными бусами.
Дети удивились новой находке, с интересом рассматривали бусы, манипулировали ими: раскладывали их на столе, паласе, полу, растягивали в стороны, крутили от себя, потом к себе, сравнивали их по длине, строя дорожки.
Затем стали задавать вопросы:
- Что это?
- Зачем нужны бусы?
- Что с ними можно делать?
Центр мелкой моторики мы дополнили также природным материалом (лесными орешками, шишками, гибкой проволокой, пуговками, бусинками, камушками, ракушками).
Весь материал, включая ёлочные игрушки, природный материал мы разложили в прозрачные баночки, на которых наклеили вместо обозначений маленькие рисунки детей.
И баночки расставили в доступном для детей месте. Так дети, выкладывая сюжетные картинки, опираются на свои рисунки.
Мы заметили, что дети больше стали уделять внимание играм на развитие мелкой моторики, используя шляпу с ёлочными бусами, дополняя игровой сюжет различными наполнителями. Так шляпа стала для детей интересной и полезной.
Мы рассказали детям, что это елочные бусы, что с помощью них можно выложить различные узоры и предметы, какие они захотят.
Ребята с удовольствием выложили сюжетные картинки к русским народным сказкам. Дети рассказывали, как соединяли елочные бусы, обсуждали полученную картину.
Объединяясь небольшими группами, ребята в дальнейшем выкладывали сюжет сказки сами, без помощи схем, развертывая и обыгрывая его.
Мы фиксировали все работы детей, распечатывали фотографии, на которых писали высказывания ребят по построенным сюжетам, задавали вопросы, и принимали участие в обыгрывание сказки.
Публикация содержит авторские фотографии.
МАДОУ "Детский сад №2", Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
«Дети проявили свою инициативу, "оживили" и пополнили центр художественной литературы»
Изучив шкалы ECERS-3, мы проделали самоанализ по предметно – развивающей среде. Пришли к выводу, что наш центр художественной литературы малоинтересный для детей. Пересмотрели всё по шкалам оценки качества и поняли, что нужно поменять позицию взрослого, т.е. нас, воспитателей.
После прочтения мы просили детей изобразить каждого героя, его настроение, играли в «Живые эмоции». Дети слушали внимательно и затем изображали, как бы вживаясь в роли героев. Мы все вместе комментировали (а героями могли быть не только люди, но и животные).
Затем просили каждого нарисовать того героя, которого он изобразил. Так после очередного прочтения и показа Марсель зарисовал место действия сказки, нарисовал и вырезал героев. В помощь он позвал своих друзей Алмаза и Степана.
Чтобы «оживить» наш центр, мы начали с создания условий: вносили каждый день новую книгу со сказками, рассказами….
Остальным детям очень понравилась идея с «Портфелем сказок», каждый захотел сделать свой портфель, ведь в него можно будет класть не только нарисованные самими детьми героев, но и игрушки, вырезанные иллюстрации, картинки, фотографии из знакомых сказок, рассказов, для дальнейшего рассказывания своим друзьям.
Дома дети просили своих родителей почитать любое детского произведение, а потом вместе создавали «Портфель сказок для детей». И в дальнейшем пополняли его содержимое. И теперь каждое утро у нас начинается с показа «Портфеля сказок» и рассказа о прочитанном произведении, при этом дети стараются эмоционально передать настроение героев.
Так наш центр художественной литературы не только стал популярным, но и постоянно пополняется: книжками-малышками, сделанными руками самих детей, сказками – сочинялками, брошюрками с загадками, пословицами, поговорками и, конечно же, «Портфелями сказок для детей».
Для вовлечения детей в роли сказочников нашему вниманию был представлен «Портфель сказок для детей». Собрав всех вокруг себя дети с удовольствием, дружно стали пересказывать по ролям недавно прочитанную сказку, продемонстрировав сказочных героев в виде нарисованных иллюстраций.